Тип A: различия между версиями
Nagibina (обсуждение | вклад) |
Nagibina (обсуждение | вклад) |
||
Строка 254: | Строка 254: | ||
[http://do.iidp.ru/mod/resource/view.php?id=53 Психологический портрет Сальвадора Дали - презентация] | [http://do.iidp.ru/mod/resource/view.php?id=53 Психологический портрет Сальвадора Дали - презентация] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Диагностика]][[Категория:Типы]] |
Версия 20:41, 3 сентября 2010
Содержание
Особенности познания
Зрительность («зоркий глаз», наблюдательность), конкретность (останавливает внимание более на подробностях, нежели на их связи и порядке), перенесение всего на себя, восприимчивость, прислушивание к своему организму и анализирование своих ощущений, оценочность.
Память зрительная (память конкретных деталей), практическая (память-навык). Ассоциативность. Избирательность. Стремление к оригинальности. Подчиненность определенной собственной системе, «зацикленность» (которая может периодами меняться).
«Слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакций, извлекая при своем “западании” звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает» (Дж. Родари).
Мышление является доминирующим в познании себя и мира. Интуиция “внутреннего чувства” подчинена разуму. Данные от органов чувств подвергаются анализу с помощью мышления (“мыслящий глаз”, “ощупывающий глаз”). Оценка внешнего стимула осуществляется в категориях “удовольствие-неудовольствие”, “защита-угроза”, “опасность-безопасность”, “интересно-неинтересно”. Видение действительности в игровом, комическом варианте.
«…Комизм кроется везде, живя посреди него, мы его не видим; но что если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху и будем дивиться, что прежде не замечали его» (Н.Гоголь).
В познании большое внимание уделяется конкретным деталям и их возможным комбинациям.
Прагматизм.
Мир - все то, что непосредственно окружает, то, на что возможно оказывать влияние и что может оказывать влияние.
«Я ничего в детстве не чувствовал, я глядел на все как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне» (Н. Гоголь).
«Каждое утро при пробуждении я испытываю высочайшее наслаждение, в котором лишь сегодня впервые отдаю себе отчет: это наслаждение быть Сальвадором Дали, и в полном восхищении я задаю себе вопрос: какими же еще чудесами он нынче подивит мир, этот самый Сальвадор Дали? И с каждым новым днем мне все труднее и труднее представить себе, как могут жить другие, если им не выпало счастье родиться Галой или Сальвадором Дали» (С. Дали).
„Мир - это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение“ (У. Теккерей).
Самопознание направлено главным образом на исследование проблем, связанных с функционированием системы: бессознательные влечения – сознание – культурные требования.
«Не устаю благодарить Зигмунда Фрейда и громче прежнего славить его великие откровения. Я, Дали, вечно погруженный в самонаблюдение и тщательнейшим образом анализирующий малейшие повороты мысли, вдруг только что понял, что, сам того не зная, всю свою жизнь писал одни носорожьи рога» (С. Дали).
Внутритиповые различия обусловлены в сильной мере уровнем интеллекта, профессиональными навыками.
Особенности ценностно-мотивационной сферы
Ценность познания себя, здоровье, семья, дом, уважение окружающих, интересное яркое общество, веселое и интересное времяпровождение, комфорт, борьба со страстями, приключения, саморазвитие.
Главные качества, за счет которых достигаются эти ценности: трудолюбие, приобретение знаний и умений, хитрость, любопытство, трюкачество, оригинальность, эксгибиционизм, ловкость, самокопание, задиристость, эгоцентризм.
Деятельностный подход к потребностям: сильное и динамичное „ХОЧУ“ ищет опредмечивания („шило в заднице“).
„Хотение есть акт ума, сознательно проявляющего свою власть“ (Дж. Локк).
Завоевание положения в обществе. Завоевание всеобщего внимания и уважения.
„Быть в мире и ничем не обозначить своего существования - это кажется мне ужасным“ (Н. Гоголь).
Стремление манипулировать людьми и обстоятельствами в свою пользу.
«Всякий из нас раз сто на день то подлец, то ангел» (Н. Гоголь).
Борьба со страстями. Стремление к самосовершенствованию.
«Бог дал мне многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу, уже от рождения моего, несколько хороших свойств; но лучшее из них было желание быть лучшим. Я не любил никогда моих дурных качеств. По мере того, как они стали открываться, усиливалось во мне желание избавляться от них; необыкновенным душевным событием я был наведен на то, чтобы передавать их моим героям» (Н. Гоголь).
Стремление к телесному комфорту и защищенности. Любовь к чувственным удовольствиям.
Стремление учиться и учить других.
Хозяйственность, практичность.
„Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь“ (Фонвизин).
Внутритиповые различия обусловлены в сильной мере воспитанием, возрастными особенностями, личностными комплексами.
Характеристика внешнего облика
Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, призывающий к вниманию, иногда по-детски игривый, иногда по-взрослому - „сквозь очки“.
Образы – символы: Буратино, Чиполлино, попугай Кеша, Карлсон, который живет на крыше, Фреккенбок, Дон Кихот.
Внутритиповые различия обусловлены в сильной мере требованиями референтной группы, модой.
Стратегии развития
В основании стратегии – идея лестницы - ступенчатое восхождение к четко обозначенной цели. В нее надо попасть, как в яблочко. Направленность развития на цель. Все развитие рассматривается в свете собственных достижений. Динамика и темп изменений зависит от ситуации «здесь и сейчас». Средства исполнения выбираются рационально, прагматично, по принципу «Цель оправдывает средства». Установка в развитии - личный успех, всеобщая популярность, известность в обществе.
Внутритиповые различия обусловлены в сильной мере уровнем интеллекта и предпочитаемым способом действия во внутреннем плане (интровертированностью) или во внешнем плане (экстравер- тированностью).
Стиль учения
Учение должно быть поэтапным формированием навыков. Важна практическая отработка навыков. Учитель – наставник, проповедник, жрец. Он должен указать путь, расставляя его этапы. Учитель фиксирует достижения на каждом этапе и возможность дальнейшего перехода. Он должен уметь все четко объяснить, ясно сформулировать требования и контролировать их выполнение.
Задачи должны учитывать образность мышления и его деятельностную природу, конструкторскую изобретательность. Важно, чтобы ученик смог проявить себя с оригинальной стороны, „перетянуть внимание“, раскрыть свое Я.
Процесс учения должен стать процессом самопознания. Необходимо включать игровые головоломки, чтобы процесс обучения был интересным. Важно мастерить что-то своими руками.
Профиль агрессивного поведения
Обидчиво-мстительный профиль агрессивного поведения: агрессия запускается желанием отреагировать обиду, носит ответный характер в целях восстановить справедливость, добиться признания собственных заслуг. Желание отомстить, сделать больно, настоять на своем. Агрессия выражается обычно в вербальной или косвенной формах. В ситуации, когда задеты базовые ценности (любовь, признание) запускается агрессивное поведение. Характерна высокая мстительность, склонность к манипуляциям и азарту.
Внутритиповые различия обусловлены в сильной мере особенностями темперамента и личностными комплексами.
Любовь
Любовь - продуманная игра, авантюризм. Страсти подавляются, с ними идет постоянная борьба. Все чувства находятся под контролем. Любовь направлена на свои интересы с целью получить удовольствие.
Мужчины: модель домостроя. Мужчина - Герой, супермен, хозяин дома. В женщине ценят деловые качества, домовитость, хозяйственность. «Я человек земной, в облаках не летаю. У меня принцип – Ты мне – я тебе».
Женщины: максималистки, примадонны сцены - мужчина должен уметь создать максимальные условия для их бенефиса. В отношениях с мужчинами – игра, манипуляции, личная выгода. Их принцип - «Что мое – то мое!»
Особенности творческого стиля
Образность, импровизационность, сценичность, гротескность, насыщенная гармоническая и цветовая палитра, оригинальность, стремление заинтересовать, заинтриговать, реалистичность (часто в экстравагантной подаче).
«Я жил в Сохо. Галерея Лео Кастеля была напротив. Заглядываю в окно - там готовится выставка. Пустой зал, подставки для скульптур, и на одной стоит мешок с мусором. И вот я, искусствовед, художник, пялюсь в окно на эти мешки и на полном серьезе размышляю: это скульптура или просто кто-то из рабочих забыл вынести? Понимаете, создано целое метафизическое пространство: по ту сторону двери это мусор, но стоило его внести в зал галереи, а Кастелю объявить это высоким искусством - и мешок с мусором будет стоить сотни тысяч долларов» (М. Шемякин).
Наиболее яркие представители: Николай Гоголь, Джанни Родари, Сальвадор Дали, Казимир Малевич, Модест Мусоргский, Дмитрий Шостакович.